Рождение советского спортивного кино можно отнести к 1936 году, когда на экраны страны вышла картина «Вратарь», так полюбившаяся всем.
О чем рассказывал этот фильм, лучше всего сказать словами, которыми он начинается: «О доброй славе наших дней, о больших и малых путях в ней, о мужественной игре, крепящей дружбу и работу, растящей и вправляющей мозги, о чуткости всех к одному, о неуклюжей, грубой на словах, но верной на деле любви и вообще о надежных, славных малых».
«Вратарь» — первая советская картина о спорте, отображая средствами искус-ства развитие спорта и физкультуры в Советском Союзе, темпы роста спортивных успехов через самое передовое и самое идейное искусство, помогала спорту глубже проникнуть в жизнь, в массы, стать достоянием каждого человека.
Следующий после «Вратаря» фильм, который заслуживает внимание,— это «Боксеры», выпущенный в 1941 году, незадолго до начала войны.
Кроме довольно высокого художественного уровня, картина, с точки зрения профессионального мастерства, была сделана безукоризненно. Во многом авторы фильма были обязаны бывшему чемпиону страны по боксу Константину Градополову, консультировавшего фильм и исполнявшего роль зарубежного боксера Ланса.
Об этом фильме хочется сказать немного поподробней, потому что он сыграл большую роль в истории развития советского спортивного фильма, продолжил славные традиции «Вратаря», показав лучшие черты советских спортсменов.
В центре картины судьба молодого советского боксера-летчика Кочеванова. Скромный и серьезный Кочеванов занимается боксом в одном клубе с Дороховым. Оба они способные боксеры, но Дорохов, как это иногда бывает, усвоил «чемпионские замашки». У него появляется чувство самонадеянности, преувеличенной самоуверенности. На противопоставлении этих двух характеров и развивается сюжет картины. Стараясь усилить напряжение, авторы фильма к соперничеству в спорте добавляют и соперничество в любви к летчице Ирине Болышшцовой. На товарище¬ской встрече Дорохов нокаутирует Кочеванова. После этого поражения окончательно окрепла любовь Ирины к Кочеванову, который спокойно отнесся к своему проигрышу более опытному и техничному товарищу по рингу.
Команду советских боксеров, куда вошли Дорохов и Кочеванов, отправляют за границу. На матче с рабочей командой присутствует профессионал Ланс со своим импрессарио. После матча он вызывает на поединок любого советского боксера. Вызов принят, но вместо известного боксера Дорохова тренер ставит Кочеванова, совершенно правильно считая, что тот более спокоен, более уравновешен. Ланс заранее торжествует победу. Но случилось обратное. Молодой, способный боксер, обладающий большой волей к победе, стойко выносит все атаки Ланса, потом пере¬ходит в наступление и заканчивает бой в свою пользу.
Если говорить об этой картине как фильме, в котором показаны советские бок-серы, то мы можем заметить, что авторы не только показывают личные судьбы своих героев, но и лучшие, характерные черты советского бокса,— уважение к своим товарищам, любви к Родине.
Война на некоторое время приостановила работу кинематографистов над спор¬тивной тематикой. Но уже в 1946 году наши студии выпустили два спортивных фильма — «Центр нападения» и «Первая перчатка», тепло встреченные зрителями.
Одним из самых удачных последних фильмов, поставленных на спортивную тематику, явился фильм «Чемпион мира», выпущенный киностудией имени Мак-сима Горького в 1954 году.
Картина посвящена очень важной теме — воспитанию характера спортсмена. Простой рядовой колхозный кузнец Илья Громов проходит длинный и извилистый путь от рядового сельского физкультурника до чемпиона мира. Во многом своими успехами он обязан тренеру Федору Ивановичу Бессонову — ученику Ивана Поддубного. Федор Иванович решает вести секцию борьбы в той деревне, где живет Гро¬мов. Под руководством известного тренера сельский коллектив быстро растет. Боль¬шие изменения происходят и в характере и в росте спортивных достижений Ильи Громова. Из зазнавшегося новичка, он постепенно становится волевым, умелым мастером классической борьбы. Проходят месяцы напряженной работы, и вот, как итог, приходит первая победа. Илья Громов завоевывает звание чемпиона Российской Федерации. А еще через некоторое время колхозный борец в упорной борьбе выигрывает почетное звание чемпиона мира по классической борьбе.
Картина интересна тем, что авторы правдиво, с профессиональным мастерством, показали путь простого советского спортсмена, который ему пришлось пройти от новичка до чемпиона мира, показали, какую большую роль в становлении спортивного мастерства и характера сыграл тренер.
С каждым годом количество спортивных кинокартин, выпускаемых нашими киностудиями, увеличивается.
Огромная роль в пропаганде физической культуры и спорта принадлежит документальному и научно-популярном кино.
Достаточно сказать, что более восьмидесяти названий хроникальных спортивных фильмов насчитывается в действующем фильмофонде страны.
Помимо этого, ежемесячно выпускается популярный в нашей стране киножурнал «Советский спорт» и «Радянськи спорт».
Экран не только расширяет трибуны стадиона, но и позволяет увидеть ближе замечательных мастеров советского спорта, узнать, как они живут, трудятся, учатся и тренируются.
В научно-популярных фильмах наглядными и образными средствами раскрываются «секреты» спортивного мастерства, показываются пути к достижению спортивных успехов. Пожалуй, ни в одной стране мира не уделяется такого большого внимания созданию учебных фильмов, как у нас.
Основанные на строгих научных и методологических принципах, десятки учебных фильмов о различных видах спорта — футболе, хоккее, волейболе, гимнастике, лыжах, коньках, плавании, боксе и других — помогли овладеть первой ступенью мастерства многим тысячам начинающих спортсменов.
Роль кино в развитии массового физкультурного движения огромна.
Пользуясь спортивной терминологией, можно сказать, что, неся свою эстафету, кинематографисты еще создадут образ нашего современника-спортсмена, который займет достойное место в галерее кинематографических героев.
Что же касается научного и документального кино, то они по-прежнему будут рядом со своими друзьями-спортсменами, широко пропагандируя физическую культуру и спорт, помогая физкультурникам овладевать вершинами мастерства.
Источник Физическая культура и спорт в СССР М. 1957г, ред Аскельрод С.Л., Данилова Л. А.
Добавить комментарий