Государственный ансамбль Балет на льду.

120 минут ледяной поэзии
— Простите, у вас нет лишнего билета?
Сквозь «барьер» этого вопроса мы, наконец, попадаем в зрительный зал.
Трибуны московского Дворца спорта в Лужниках заполнены до предела. Дворец гудит, как потревоженный улей.
Медленно гаснет свет… Зрительный зал погружается в темноту, только большим матовым квадратом вырисовывается ледяная сцена. Воцаряется тишина…
И вот с первыми музыкальными аккордами, как по мановению волшебной палочки, все преображается: сцена встрепенулась, ожила в ярких лучах прожекторов и цветных огней рампы, и неудержимый поток увертюры врывается в зал. Музыка растет, ширится, крепнет. Одна музыкальная тема сменяется другой, все сильнее захватывая мысли и чувства зрителя. Кажется, еще миг — и все закружится в неудержимом вихре. Зритель замер в ожидании чего-то особенного, волшебного.
И вдруг все смолкло. Наступила какая-то странная пауза: несколько секунд
назад человек был во власти музыки, грез, воспоминаний, и вдруг — тишина. Только где-то там, в дальних уголках зала, замирают последние звуки песни о лихой буденовской тачанке. Так на ледяной сцене начинается первое отделение театрализованного представления Государственного ансамбля «Балет на льду».
На улице стоит двадцатипятиградусная жара. У киосков с газированной водой очередь. Но зритель совершенно забыл, что сейчас лето.
Падает снег. Легкие «снежинки» веселой гурьбой, обгоняя друг друга, «запорошили» сцену. Среди пушистых светящихся елочек с Дедом Морозом играет очаровательная Снегурочка. Как завороженный зритель следит за этим стремительным танцем в исполнении талантливых артистов ансамбля Ирины Голощаповой и Владимира Лузина. В цветных лучах прожекторов зеркальная поверхность сцены отражает трудно уловимый каскад сложных пируэтов, арабесок, акробатических трюков. Лирические минуты русской зимы! Так и хочется побыть там, на сцене, вдохнуть в себя чистый морозный воздух «русского леса», закружиться в этом жизнерадостном хороводе.
В зале раздается смех: на ледяной площадке инсценировка басни Сергея Михалкова «Лиса и бобер». Появление старого седого «бобра» (артист Зофяр Шакиров или Вячеслав Абукомов) и молоденькой красивой «лисички» (артистка Галина Бескина или Ирина Голощапова) сразу же вызывает веселое настроение в зрительном зале. Старый «бобер» пытается доказать, что он еще молод, полон сил и может танцевать с «лисичкой». Смеясь над его неудачами и восхищаясь поистине лисьим танцем его партнерши, зритель с интересом ждет конца этого необычного романа. А конец весьма поучителен: доведенный очаровательной незнакомкой до «последнего издыхания», обессиленный «бобер» падает, а она продолжает свой стремительный танец. Как всегда, блестяще проходят выступления четырехкратных чемпионов Советского Союза и призеров первенства Европы Нины и Станислава Жук. Это мастера высшего класса фигурного катания. Их искусство доставляет зрителю большое эстетическое наслаждение.
Лирический вальс в исполнении Галины Бескиной, Ирины Голощаповой, Леонида Гордона и Владимира Лузина полон необыкновенной поэзии. Предельная точность, согласованность движений, поистине ювелирная техника создают впечатление удивительной, почти сверхестественной легкости и грации.
Один за другим сменяются номера программы, неумолимо уводя зрителя все дальше в мир волшебной поэзии танца на льду.
Игра света, яркие костюмы, виртуозность артистов, их четкие и согласованные перестроения создают восхитительную картину поэтичного мастерства танцоров ансамбля.

Трудно рассказать обо всем увиденном, о тех чувствах, которые человек испытывает при выступлении артистов. Чтобы все это ощутить и пережить, нужно самому посмотреть на искусство Государственного ансамбля «Балет на льду».

Давайте поближе познакомимся с этим коллективом. Он был основан в феврале 1959 года. Его ядро составили юноши и девушки, пришедшие из цирка, спорта, с производства, энтузиасты этого жанра.
Многие из них пришли в балет без достаточного представления о театре, без артистического умения довести до зрителя сюжетный образ.
Началась кропотливая работа: постигалось хореографическое и актерское мастерство, оттачивалась техника фигурного катания на коньках, познавалось искусство грима. Работали много, напряженно, не жалея ни времени, ни сил. Те, которые что-то уже умели, охотно передавали свои знания и опыт товарищам. Эта взаимопомощь стала славной традицией коллектива, которая живет и в настоящее время. Вот на уроке ритмики Ирина Голощапова помогает худенькой девушке с озорными косичками. Ее ученица старательно выполняет указания: и раз — два — три, и… В это время другая группа юношей и девушек овладевает мастерством фигурного катания под руководством Станислава Жук. И так изо дня в день: работа, работа, работа. Коллектив трудился, объединенный одной целью — выступать только отлично.
За годы своего существования ансамбль подготовил две большие программы: «Зимняя фантазия« и «Снежная симфония», которые прошли с большим успехом. «Вальс-фантазия», «Золушка», «Дровни», «Тачанка», «Шла девица за водой», «Танец умирающего лебедя» и многие другие номера этих программ, полные сюжетного образа и мысли, свидетельствуют о все возрастающем мастерстве артистов ансамбля. И трудно сказать, какой из двадцати с лишним номеров каждой программы заслуживает более высокой оценки. Скорее всего все. Сольные выступления, кордебалет, клоунада настолько хороши, что определить лучшего просто невозможно. За сравнительно короткий срок ансамбль завоевал всеобщее признание как коллектив оригинального и выразительного жанра театрального искусства. Его выступления посмотрело около шести миллионов человек. Коллектив гастролировал в Москве, Ленинграде, Киеве, Таллине, Каунасе, Баку, Саратове, Горьком, Ростове-на-Дону и везде с неизменным успехом. В этом большая заслуга всего коллектива и особенно организатора и художественного руководителя ансамбля народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии профессора Л. М. Лавровского.
Громкими, долго не смолкающими аплодисментами приветствовали выступления советских артистов жители Бухареста, Варшавы, Лодзи, Хельсинки. Пресса этих городов неоднократно отмечала, что по художественному уровню советский балет на льду превзошел многие гастролировавшие ранее здесь коллективы. Финские газеты, например, писали: «… русские нашли художественные элементы льда и создали из фигурного катания особый и богатый театральный образ».
Отличительной особенностью Государственного ансамбля «Балет на льду» является то, что он творчески подошел к составлению программы своих выступлений, сохранил основы и колорит классического и характерного танца, выразительно воплотив их в виртуозной технике танца на коньках и актерской манере исполнения.
Классика на сцене и классика на коньках. Казалось бы, что может быть между ними общего. Однако руководители и танцоры ансамбля не только сохранили рисунок и колорит классического танца, но и нашли новые формы их выражения. Танец умирающего лебедя в исполнении Татьяны Немцовой, «Лунная соната» в исполнении Галины Седовой и Леонида Гордона по классу и выразительности почти не уступают мастерству балерин классического балета.
Балет на льду дает артистам огромные возможности для проявления своих талантов. Взять к примеру Бориса Мерелайна. Сколько юмора, виртуозной техники, актерского мастерства в его «девице» из танца «Шла девица за водой». Он блестяще выступает и в классических номерах — «Звездная симфония» и «Большой вальс». «Волчок» в исполнении Марины Смирновой ошеломляет своей стремительностью и . . . «похожестью». Такое возможно только на ледяной сцене.
Оригинально поставлен одноактный балет «Звездная симфония», рассказывающий об осуществленной гением человеческого разума многовековой мечте — полете к звездам. Ледяное поле благодаря своеобразному освещению создает впечатление космических просторов и полную иллюзию таинственно мерцающего звездного неба. Одним движением «космонавты пролетают» огромное межзвездное пространство. Лед не создал танцорам состояния невесомости, но открыл большие возможности для новых форм классического балета. Плавная головокружительная стремительность, приближающаяся к полету, и является непревзойденным преимуществом балета на льду перед деревянной сценической площадкой.
Тематика номеров, интерпретация, классика, характерность, высокое мастерство артистов ансамбля создали ту своеобразную выразительность театрализованного представления, которая не только сохраняет имеющиеся традиции танца на льду, но и подчеркивает воз-никновение нового направления в этом жанре.
Создаваемые танцорами образы и сюжеты настолько понятны и близки зрителю, что он совершенно забывает о том, что все это воспроизводится на ледяной сцене, и он невольно становится «участником» слаженного танцевального коллектива: вновь переживает события героической борьбы нашего народа, покоряет космические пространства и первым «приземляется» на Луне, вместе со всеми участвует в народных празднествах…
Успех Государственного ансамбля «Балет на льду», представляющий собой гораздо большее, чем рекламное «шоу», способствовал изменению существовавшего ранее понятия о танцах на льду.
Много сделано этим великолепным слаженным коллективом. Но Шекспир говорил: «А лучшее в искусстве — перспектива». Артисты ансамбля мечтают о своем театре, о постановке на льду спектаклей, одноактных классических балетов, о балетном театральном представлении. И нет сомнения, что в недалеком будущем зрители увидят на ледяной сцене такие произведения хореографической классики, как «Ромео и Джульетта», «Конек-горбунок»…
В настоящее время в Москве строится большой холл для постоянных выступлений коллектива. При нем создается первая в мире специальная студия, где мальчики и девочки, юноши и девушки — будущие артисты театра на льду — будут проходить подготовку по классу танца на льду, хореографии и актерского мастерства.
Сейчас у ансамбля горячая пора: готовится новая программа. Она позна¬комит зрителей с новыми замечательными танцами, расскажет о дружбе наших народов с народами зарубежных стран … и явится еще одной ступенькой к осуществлению мечты — создания театра на льду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *