Спорт в изобразительном искусстве

У входа в Третьяковскую галерею, сокровищницу русского изобразительного искусства, привлекает внимание многочисленных посетителей бронзовая скульптурная группа — «Борьба двух футболистов за мяч».
Прекрасно переданные динамика движений, упорство и высокий накал спортивной борьбы являются большой творческой удачей советского скульптора И. М. Чайкова.
Но не только высокий уровень профессионального мастерства автора завоевал этой скульптуре право на почетное место перед входом в Третьяковскую галерею.
«Футболисты» у входа в лучшее художественное собрание страны — свидетельство того признания, которое приобрела в нашей стране спортивная тема в изобразительном искусстве. И это не случайно. Ведь спорт в нашей стране — явление настолько значительное, его роль и популярность для широчайших масс народа столь велики, что советское искусство, искусство подлинно народное, отображающее все стороны нашей жизни, не могло не уделить спортивной тематике большого внимания.
Если художников и ваятелей древности в изображении физических упражнений привлекало главным образом любование красотой, гармония, пропорциональность хорошо развитого человеческого тела, если реакционное искусство современного буржуазного общества выдвигает в спортивных сюжетах на первый план звериные наклонности и инстинкты, то для советского изобразительного искусства спортивная тема — это прежде всего средство раскрытия богатства духовного облика советского человека, полной гармонии его физических и моральных качеств.
Художественные средства, применявшиеся для решения спортивной тематики, в своем развитии претерпевали изменения. Ранние работы Ю. Пимепова, М. Манизера и А. Дсйпски заметно отличаются от более поздних работ тех же авторов или со¬временных полотен Н. Сергеевой, Т. Яблонской, С. Григорьева, И. Юхно, Л. Котлярова и других.
Линия развития советского спортивного изобразительного искусства вырисовы¬вается достаточно ясно: это преодоление абстракционизма, борьба за социалистиче¬ский реализм, за показ тех высоких моральных и нравственных качеств, которые так широко и ярко проявляются в советском спорте.
Уже в первых полотнах и скульптурах, созданных советскими художниками, в полный голос прозвучал мотив свободного труженика, для которого спорт — явление обычное, повседневное, радостное, помогающее в труде и в жизни.
Перед нами два рисунка А. Дейнеки «Рабочий на лыжах» и «Работница на лыжах». Оба они созданы в 1925 году и являются едва ли не первой попыткой обращения советского искусства к теме спорта.
Выразительные, жизнерадостные, хотя, может быть, несколько «неуклюжие» фигуры. Видно, что лыжи для них еще новинка, еще нет уверенности и точности в движениях. Но какой бодростью, уверенностью и сдержанной силой веет от облика этих людей! «Хорошо! Спорт теперь и для нас!» — как бы говорят эти рисунки.
Но начало двадцатых годов характерно не только массовой тягой к спорту, не только приобщением к нему сотен тысяч трудящихся, ранее совершенно не знакомых с лыжами, теннисной ракеткой, волейбольным мячом. Этот период характерен и тем, что среди советских спортсменов появляются первые зрелые мастера, которые могут достойно отстоять честь молодого отечественного спорта в первых международных встречах с зарубежными спортсменами.
И этот важный момент в истории советского спортивного движения не укрылся от внимания мастеров живописи.
А. Дейнека создает картину «Боксер Градополов» (1925 год).
…Угол ринга. Белеют туго натянутые канаты. Па их фоне — во весь рост фигура боксера. Тело собрано в боевой стойке, одна рука прикрывает корпус, другая, которой он только что нанес удар, еще не вернулась в исходное положение. Мы понимаем, что миг, когда эта рука будет поднята рефери в знак победы, уже недалек!
А вот и другие картины А. Дейнеки: «Бег», «Футбол», «Игра в мяч». Ритм и пластика движений — вот что особенно привлекает Дейнеку в спорте.
Он ищет специальные приемы для наиболее яркого выражения динамики движения. Один из них — ритмическое чередование цвета, а также света и тени.
«…Я часами зарисовываю грузчика с лопатой и постепенно, в повторности движения, нахожу ритм и пластику, ему свойственные»,— пишет Дейнека о своих творческих поисках того времени.
И в этих исканиях Дейнека не забывает о содержании спортивных упражнений, об эмоциональной и волевой стороне их.
Это чувствуется уже в «Беге», еще с большей силой и яркостью проявляется в «Кроссе», где прекрасно выражен момент борьбы соревнования. Романтику состязания олицетворяет могучая фигура одной из спортсменок. Она в центре группы и стремится вырваться вперед! Это стремление к победе передано художником очень выразительно.
Но вот Дейнека обращается еще к одной теме. В своей картине, относящейся к 1931 году, «Физкультура» он стремится показать важность занятий физкультурой для общего развития человека, для рождения полноценного, здорового потомства. Эта тема решается художником лаконично, просто и весьма убедительно.
Молодая супружеская пара делает зарядку. Красивые молодые тела исполнены грации и силы. На переднем плане, в углу коврика, на котором выполняют свои упражнения муж и жена,— забытая детская игрушка. Эта маленькая, на первый взгляд случайная деталь как нельзя лучше передает замысел художника.
Великолепен плакат Дейнени «Физкультурница», где изображение движения — уже не самоцель, а лишь средство для передачи основной идеи автора. Хороши картины «Севастополь», «Динамо», в которой Дейнеке удается прекрасно передать целую гамму переживаний зрителей, взволнованных спортивной борьбой. Наконец, по¬лотно «Эстафета»,— полная света, ярких жизнерадостных красок, гармонического сочетания спорта и солнечного городского пейзажа.
Значительную роль в становлении спортивной темы в советской живописи, кроме Дейнеки, сыграли полотна Ю. Шшенова и Г. Ряженого.
«Физкультурница» Г. Рижского перекликается с «Работницей на лыжах» А. Дейнеки. Крупная, хорошо развитая, мускулистая фигура спортсменки с мячом как бы символизирует те все более и более прочные позиции, которые завоевываются в спорте рабочей молодежью.
В символической фигуре работницы-физкультурницы уже нет той угловатости и некоторой неуверенности, которая отличала «Работницу па лыжах». Непринужденное достоинство ее осанки, гордая уверенность в своей силе предвещают нам грядущие победы молодого советского спорта.
Картина Ю. Пименова «Теннис» по-другому раскрывает ту же тему. Две девушки играют в теннис. Индустриальный пейзаж, на фоне которого происходит игра, наводит зрителя на мысль, что это играют две работницы в перерыве или после окончания смены. Здоровье и сила, которыми веет от этих молодых женщин, их легкие спортивные костюмы, задор и жизнерадостность как бы противопоставлены той холодной спортивной бесстрастности, тем аккуратно подстриженным газонам и тщательно утрамбованным площадкам, с которыми до того времени связывалось представление о теннисе, этой когда-то «типично буржуазной спортивной игре».
Очень интересна и другая работа Ю. Пименова — «Бег». 13 отличие от многих других художников, которых привлекал этот сюжет, Пименов пытается подчеркнуть в изображении соревнования на беговой дорожке предельную мобилизацию всех сил, изображенных на картине спортсменов.
Заслуживают быть отмеченными и такие две работы раннего периода советской спортивной живописи, как «Мимо Иверской» М. Попова и «Первое мая в Одессе» С. Луппова.
Картина М. Попова изображает колонну спортсменов, шествующих мимо Иверской часовни. Жизнерадостная бодрая группа молодых сильных юношей и девушек олицетворяет будущее и противопоставлена темной группке нищих, кликуш и юродивых, со страхом и ненавистью провожающих взглядами тех, чье движение вперед знаменует крушение проклятого «темного царства». Аналогична по теме и картина С. Луппова, изображающая колонну физкультурников на первомайском параде.
Кроме упомянутых нами работ, в довоенный период были созданы: «Лыжница» Г. Ряженого, «Лыжница» Н. Дормидонтова, «Лыжная экскурсия» старейшего советского художника К. Юона, «Футболист» Ю. Пименова, «Футбол», «Гонщик» и «Хоккей» А. Дейнеки и ряд других работ.
После войны 1941 —1945 годов картины на спортивные сюжеты стали появляться одна за другой.
Здесь следует отмстить, что спортивная тематика стала значительно шире. Это, конечно, явилось прямым следствием возросшей роли советского спорта.
С большой теплотой и мягким юмором выполнена картина С. Григорьева «Вратарь», которая изображает мальчугана, пригнувшегося в ожидании удара по импровизированным футбольным воротам. И поза, и большие, видимо, отцовские перчатки на руках мальчугана свидетельствуют о его страстном желании быть похожим на настоящего вратаря. И пусть вместо стоек для ворот служат школьные сумки, сложенные на земле, пусть по его воротам бьют не Стрельцов и не Сальников, а одноклассник Петька,— это только начало!
Той же теме посвящены полотна X. Выйдалеппа «Юные авиамоделисты» и Н. Сегеевой «Юные фигуристы».
Картина Н. Ннкича «Награды чемпионки мира М. Исаковой» не меньше, чем самое яркое изображение стремительного бега конькобежцев, напоминает нам о блестящих победах этой выдающейся советской спортсменки.
Весьма интересны и экспонировавшиеся в послевоенные годы полотна А. Дейнеки «Лыжники», Т. Яблонской «Перед стартом», А. Гугеля «Шахматисты», И. Юхно «На колхозном стадионе».
Особое место среди послевоенных произведений на спортивные темы занимает картина армянского художника Г. Ханджяна «Обманутые надежды». Полотно изображает стадион после окончания футбольного состязания. Любимая команда проиграла. Безысходное отчаяние объединяет всех зрителей: и пожилых, и совсем еще юных. На переднем плане — один из болельщиков, уронив голову на руки, застыл в полной прострации. Оп как будто и не собирается уходить, хотя игра давно окончена. И он не одинок. Многие его соседи также не спешат тронуться с места, одни из них о чем-то страстно спорят, другие застыли в немом отчаянии. Конечно, вся сцена сильно преувеличена. Это — гротеск, острая, но добродушная шутка. Однако за этим юмором кроется большая теплота, подлинная симпатия к темпераментным любителям спорта, переживающим поражение любимой команды» как личную драму. Известно, что изображение спортивных упражнений атлетов издавна привлекало ваятелей. И это понятно. Красота человеческого тела, совершенство пропорций, выразительность движения нигде не может быть схвачена наглядней и яснее, чем во время спортивных упражнений и состязаний.Еще древние ваятели Греции и Рима создали бессмертные статуи, запечатлевшие для потомков совершенство форм лучших атлетов, среди которых были и победители Олимпийских игр. Эти произведения, выполненные в классической реалистической манере, до сих пор ласкают наш взгляд. Советские скульпторы являются подлинными наследниками великих мастеров- классиков, изображавших древних атлетов. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться с работами одного из крупнейших советских скульпторов М. Манизера.
М. Манизер много работал над темой спорта. Такие его произведения, как «Дискобол», «Копьеметатель», «Бегун», «Штангист», «Городошник», «Победитель», пользуются заслуженной популярностью у советских людей.
Что характерно для этих работ М. Манизера? Прежде всего пластически четкий рисунок изображаемого упражнения, глубокое знание специфики данного вида спорта. Это, безусловно, результат пристального изучения спортивной техники, свидетельство неустанной работы скульптора над совершенствованием своего творческого метода. Для работ Манизера характерны строгий академический стиль, неизменно правдивая, реалистическая манера.
Именно эти качества и завоевали Манизеру широкую известность одного из лучших выразителей спортивной тематики в ваянии, а его произведения по праву украшают сотни стадионов и парков нашей страны.
Пользуются популярностью в стране и работы Е. Янсон-Манизер.
Наиболее широко известны ее «Баскетболистка» и «Старт в воду», в которых мастерски изображены полные грации и изящества юные женские тела, хорошо переданы пластика и ритмичность движения.
Творчество советских скульпторов, работающих над спортивной темой, чрезвычайно многогранно.
Выполненная в бронзе, исполненная теплого юмора группа «Болельщики» Л. Берлина и портрет из мрамора боксера И. Гончара, гипсовая, полная динамики группа Б. Зотова «Эстафета» и ласковая шутка Т. Михновской «Петя-вратарь», «Футболист» В. Монахова и фарфор А. Деннеки, известного живописца, «После забега», «Лыжница» Ф. Викуловой и гипсовый портрет рекордсменки мира заслуженного мастера спорта Г. Зыбиной работы М. Вайнмана,— вот далеко не полный перечень советских работ скульпторов, экспонировавшихся на наших выставках в последние годы.

Источник: Физическая культура и спорт в СССР М. 1957г, ред Аскельрод С.Л., Данилова Л. А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *