Физкультура для самых маленьких.

Советский спорт

С первых шагов
Фундамент здоровья, привычки и навыки закладываются в первые годы жизни человека.
Малыш, делающий первые неуверенные шаги, глядящий на мир широко раскрытыми глазенками а как губка впитывающий в себя псе происходящее вокруг, особенно нуждается в поддержке крепкой, дружеской руки взрослого.
Целая армия врачей, педагогов, музыкантов, писателей, художников, артистов протягивает руки советским малышам, помогая им твердой поступью войти в жизнь.
Яркие картинки и звонкие строчки стихов, мелодии песенок и занятные игрушки, веселые спектакли и мультипликационные фильмы — очень нужны ребенку. Они развивают и обогащают его ум, формируют мышление.
Но самое большое место в жизни малыша-дошкольника занимает движение, Он не может долго разглядывать картинки или слушать чтение, не может неподвижно забавляться даже самыми интересными игрушками. Нормальный ребенок по природе своей активен, он испытывает потребность двигаться. В движении развивается организм ребенка. Энергичные движения укрепляют мышцы, усиливают работу внутренних органов — сердца, легких, способствуют хорошему аппетиту, крепкому сну — тому, что жизненно необходимо растущему организму.
Однако значение движения для ребенка не ограничивается только этим. Движение — основа общего развития малыша. Двигаясь, он знакомится с окружающим миром, активно воспринимает его обогащает свои представления о нем.
Поскольку движение — основа роста и развитии ребенка, физическое воспитание не только неотъемлемая, но и первая, главная часть дошкольной педагогики.
Разумный режим дня, правильное питание, свежий воздух необходимы для нормального физического развития ребенка. Но созданием только этих благоприятных условии физическое воспитание ею исчерпывается. Советская педагогика ставит своей задачей активно руководить развитием детского организма, используя для этого все современные Достижения медицинской науки.
Человек от природы наделен способностью самостоятельно, без помощи со стороны, овладевать жизненно необходимыми движениями. Приходит время, когда малыш и без помощи матери, няни, воспитательницы начинает ползать, ходить, бегать, бросать мячик, катать обруч. Не означает ли это, что в физическом развитии, в овладении движением ребенка можно оставить без помощи взрослого? Нет, не означает. Разумная, умелая помощь направляет усилии малыша по правильному пути, способствует тому, что с первых шагов он приобретает правильную осанку, точные координированные движения, растет крепким и закаленным.
Какими же средствами это достигается?
Известно, что подростки, юноши, девушки и взрослые используют для этой цели различные средства физической культуры. Тем же путем идут и малыши. Только для них создана особая система физических упражнений, не похожая на ту, которой пользуются взрослые, но включающая многие элементы этих средств — гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр.

Самые юные физкультурники
Их нельзя увидеть на стадионах, в спортивных залах, па водных станциях. Чтобы познакомиться с самыми юными представителями огромной армии советских физкультурников, лучше всего зайти в детские ясли, обычные ясли, каких сейчас множество в городах и селах нашей страны.
В большой светлой комнате стоят в ряд одинаковые, выкрашенные светлой краской, детские кроватки с решетчатыми стенками. В кроватках лежат и сидят те, кто относится к группе, называемой «малышовой».
На первый взгляд кажется, что мы ошиблись, ожидая здесь познакомиться с маленькими физкультурниками… Но это только на первый взгляд!

Молодая женщина в белоснежном халате подходит к одной кроватке и снимает решетчатую деревянную стенку. Голубоглазый полугодовалый мальчуган доверчиво протягивает к ней ручонки. Но сестра-воспитательница не берет его па руки. Осторожно, мягко кладет на спинку, берет ручки и ритмичными движениями поднимает и опускает их, сгибает и разводит в стороны. Затем принимается за ножки.
— Вверх и вниз, согнуть коленочки и разогнуть, — приговаривает она.
Нот и состоялось знакомство с первым маленьким физкультурником!
Андрюшу принесли в ясли совсем плохоньким: ручки и ножки слабенькие,
грудная клетка узкая.
— Без гимнастики не обойтись, — сказал ясельный врач.
И вот второй месяц Андрюша с помощью сестры-воспитательницы ежедневно проделывает несколько специальных гимнастических упражнений. Результат уже налицо: «Объем грудной клетки увеличился, крепче стал упираться ножками, хорошо держится ручками» — так записано в его карточке.
В соседней, игровой, комнате средней группы можно познакомиться с более самостоятельными физкультурниками. Они уже ходят. Правда, еще не очень уверенно — широко раскинув руки, переваливаясь и пошатываясь, но все же ходят!
Вся обстановка этой залитой веселым солнечным светом комнаты помогает ребятишкам учиться движениям. Середину занимает «манеж» — ограда из гладких полированных брусьев, в углу ступенчатые пирамиды, тут и там яркие занятные игрушки — резиновые мячи и деревянные шары, обручи, скамеечки, автомобили, паровозы, тележки.

Пухлощекая белоголовая девчурка, пыхтя от напряжения, крепко ухватившись за перила манежа, словно медвежонок переступает короткими ножками. Труден путь, но как остановиться, если там, где кончаются перила, стоит воспитательница и протягивает такой красивый красный шарик…
— Смелее, смелее, Любочка! Возьми шарик…
И Любочка шагает. Для нее это то же, что кросс для легкоатлета!
У окна несколько мальчиков постарше прыгают с низенькой скамеечки, заливаясь веселым смехом. Рядом играют в мяч — у каждого свое занятие. Воспитательница зорко за всеми следит: кому нужна помощь? Алеша ловит мяч, слишком широко расставив руки, — нужно подойти показать. Коле хочется спрыгнуть со скамеечки, а боязно — нужно ободрить, поддержать…
В старшей ясельной группе, где собраны двухлетние и трехлетние малыши, уже проводятся своеобразные физкультурные занятия. Здесь охотно маршируют под музыку, повторяют вслед за воспитательницей несложные движения. Ежедневно 10—15 минут уделяется этому обязательному для всех комплексу упражнений. А чтобы малышам было интереснее выполнять упражнения, придуманы веселые игры с бегом, бросанием мячей, лазанием, спрыгивавшем. В такой игре малыш получает первые навыки целесообразных движений, учится приспосабливать их к окружающим условиям, привыкает действовать в коллективе.
Так, выполняя под наблюдением воспитателей разнообразные физические упражнения, малыши с каждым днем учатся лучше двигаться. Крепкими, уже обладающими некоторым двигательным опытом, приходят они к следующей ступеньке — детскому саду.

Детский сад посещают ребятишки постарше. По утрам сюда в сопровождении пап, мам, бабушек и дедушек уже совершенно самостоятельно приходят советские граждане в возрасте от трех до семи лет, то есть в том возрасте, когда больше всего вопросов «отчего» и «почему», когда жажда деятельности неукротима и когда больше всего привлекает деятельность, связанная с движением. Поэтому физкультура здесь в особом почете.
В строгом распорядке дня детского сада физкультурным занятиям отводятся специальные часы. Но этим не ограничиваются. Физкультура сопутствует жизни его маленьких обитателей большую часть дня — и в часы игр, и в часы прогулок.

День начинается зарядкой. Но дети не копируют взрослых. Взрослый, хорошо сознающий пользу утренней гигиенической гимнастики, будет тщательно проделывать комплекс упражнений для укрепления рук, ног, мышц спины, брюшного пресса и т. п., даже если эти упражнения однообразны и скучны. Он не ищет в каждом занятии развлечения. Иное дело дошкольник. Все, что он делает, должно доставлять ему удовольствие. Его трудно убедить заниматься чем бы то ни было, не представляющим интереса. Если он, в конце концов, и подчинится воле взрослого, то все равно будет делать это неохотно и получит минимум пользы. А воспитатели детского сада стремятся к тому, чтобы от каждого занятия их воспитанники получали максимум полезного. Поэтому утренняя зарядка дошкольника превращается в своеобразную интересную игру. Там, где нет рояля или баяна, помогает бубен. Не беда, что на атом инструменте нельзя исполнить даже простой мелодии. Зато можно четко отбивать такт, и это уже поможет решению одной из задач гимнастики — развить ритмичность движений. Воспитательница тщательно следит за дыханием, за правильным выполнением движения.

Шесть-семь игровых упражнений дают дошкольнику то же, что интенсивная утренняя зарядка взрослому — укрепляют мышцы, усиливают дыхание, кровообращение, улучшают обмен. К тому же дети совершенствуют свои двигательные навыки: привыкают ходить, сохраняя правильную осанку, широким шагом, со свободным движением рук; бегать легко, ритмично, больше отрывая ноги от пола; прыгать, энергично отталкиваясь от почвы и мягко опускаясь.
С четырех-пяти лет в ребенке нужно воспитывать сознательное отношение к заданию, приучать внимательно выслушивать и выполнять указания старших. Физические упражнения помогают в достижении этой цели.

В детских садах еженедельно проводятся гимнастические занятия. Подбираются самые простые упражнения для рук, ног, туловища, но прежде чем их выполнить, дети должны выслушать воспитательницу, внимательно посмотреть, как она выполняет движение, а затем по команде одновременно повторить. Так вырабатывается навык согласованных действий в общем для всех темпе, воспитывается дисциплинированность, — словом, все те качества, которые особенно понадобятся дошкольнику при переходе в школу.
Но назвать эти занятия «учетными» можно только условно. Стихия дошкольника — игра. В игре он постигает мир, приобщается к труду, овладевает движением. Все, что преподносится ребенку в форме игры, возбуждает его воображение, воспринимается быстрее, закрепляется прочнее. Поэтому физическое воспитание детей не отделяется от игры, а сочетается с ней. Элементы игры вносятся и в «учебные» занятия гимнастикой воспитанников детского сада. Флажки, обручи, мячи, палки играют здесь роль гимнастических снарядов. Упражнение, выполненное с мячом, воспринимается как игра в мяч, обруч превращается в руль автомобиля пли штурвал самолета. Движения оживают, наполняются конкретным содержанием, заинтересовывают.

Здания детских садов и ясель обычно хороню приспособлены для проведения подвижных игр и физических упражнений. Комнаты просторны, в них много света и воздуха. Здесь можно свободно двигаться, играть, бегать. Но занятия с ребятами в детских садах протекают в основном не в помещениях, а на воздухе.
В теплое время года дети проводят на воздухе почти весь день. Зимой и поздней осенью прогулки занимают 3—4 часа. Часы прогулок — это по существу часы занятий физкультурой.

Каждый детский сад имеет свою площадку для игр на свежем воздухе. Эту площадку смело можно назвать спортивной, хотя она и непохожа па обычную спортивную площадку взрослых. Детям не нужны для физических упражнений гимнастические снаряды, беговая дорожка, места для спортивных игр. Их площадка оборудована своеобразным спортивным инвентарем.
У забора, на небольшой высоте, укреплены бревно и доска. Здесь можно играть в разные веселые игры и упражняться в равновесии. На другом конце площадки размещены цели для метания и стойки для прыжков. Целый угол занимают трибунки для лазания.

Кроме этих «крупных пособий», в распоряжении ребятишек есть инвентарь и помельче: скакалки, вожжи, обручи, серсо, мячи, двух- и трехколесные велосипеды. В зимнее время прибавляются снежные горки, санки, лыжи, коньки.
Специальной программы физкультурных занятий в часы прогулок у дошкольников нет. Но понаблюдайте за тем, что они делают на своих площадках, и без труда заметите и тренировки, и настоящие спортивные состязания.

Четыре подружки, отойдя в сторонку, учатся прыгать через скакалку. Пока получается плохо, но девочки не падают духом. С настойчивостью, которой могут позавидовать и взрослые спортсмены, они снова и снова вертят веревочку. Разве это не тренировка?!
Мальчиков скакалка не увлекает. Им куда интереснее бросать мяч в цель. Не каждому удается попасть в отверстие в центре ярко раскрашенного фанерного щита. Каждый успешный бросок встречают восторженными возгласами, совсем как в дни соревнований на стадионах. Играют чаще всего «в победителя» — кто большее число раз попадет в цель, с гордостью носит в этот день имя победителя. Игра увлекла, разгорелись глаза, раскраснелись лица…

Дошкольники самостоятельны и активны в подвижных играх, особенно на воздухе. Но предоставленные самим себе, они далеко не всегда получают пользу от движения. Ребенок легко увлекается и не знает меры. Иная девчушка так прыгает, что и не оторвется от этого занятия, пока не начнет задыхаться. А мальчуганы, подражая большому футболу, готовы до изнеможения гонять мяч. С воспитанниками детских садов этого не случается: воспитатель направляет их игры, вовремя переключает внимание на другое занятие, чтобы все группы мышц получали равномерную нагрузку, чтобы резкие движения чередовались со спокойными, использует каждую возможность для того, чтобы развивать ловкость, меткость, координацию движений и попутно — смелость, настойчивость, решительность. Увлекшимся метанием воспитатель покажет правильное исходное положение, научит правильному броску. Пробующим свои силы в равновесии поможет преодолеть нерешительность, поддержит на первых порах.
Физическое развитие дошкольника не будет полным, если он не научится быстро передвигаться в разнообразной обстановке, ориентироваться в пространстве, сочетать свои движения с движениями окружающих, быстро реагировать на сигнал.

Эти качества воспитываются в коллективных играх, в увлекательных и веселых эстафетах с мячами обручами, флажками.
В быт наших детских садов физическая культура вошла не только в форме подвижных игр и гимнастических движений, но и в форме «прямых» спортивных упражнений: с четырех-пяти лет мальчики и девочки с увлечением катаются на детских велосипедах, зимой на лыжах и коньках. Едва ли нужно говорить о пользе этих упражнений, общеизвестно, что велосипед, коньки, лыжи отлично укрепляют сердечно — сосудистую, дыхательную, нервную системы, закаляют организм, вырабатывают координацию движений.

…И вот маленькому человеку исполняется семь лет… Он поднимается на следующую жизненную ступеньку — идет в школу.
Тут-то и видим мы, что дал разнообразный комплекс физических упражнений, которыми систематически занимаются юные физкультурники в яслях и детских садах. Среди первоклассников воспитанников детского сада замечаешь сразу: как правило, они активнее, увереннее, сильнее, выносливее, лучше владеют движениями и быстрее осваивают новые двигательные навыки, чем их сверстники, в дошкольной жизни которых физическому воспитанию не уделялось достаточного внимания.

Усилиями многих
Физические упражнения, спорт только тогда приносят пользу взрослым и детям, когда эти упражнения регулярны, продуманны, соответствуют силам и возможностям организма занимающихся.
Бессистемные, хаотические, от случая к случаю, занятия не только не дают пользы, но и могут нанести немалый ущерб.
За создание отечественной дошкольной педагогики, и в частности системы физического воспитания, взялись сами дошкольные работники. На первых порах они шли ощупью, руководствуясь главным образом чутьем, придумывали занятия и развлечения для детой. Приходилось экспериментировать, иной раз идти на риск во имя будущего. Все, что было найдено лучшего, закреплялось и расширялось, не оправдавшее себя на практике отбрасывалось.

Вначале физическому воспитанию отводилось сравнительно немного моста. Физическими упражнениями дети занимались главным образом в часы музыкальных занятий. Это были игры с пением, хороводы, пляски.
Но жизнь вносила свои поправки. Хороводы и пляски не давали желаемого эффекта, мало помогали формированию и закреплению двигательных навыков и еще меньше — общему развитию и укреплению организма детей. Ощущалась потребность в более энергичных и действенных формах физических упражнений.

Практика показывала, что в тех детских садах, где больше времени отдавали подвижным играм, где включали в занятия элементы спорта, ребятишки быстрее крепли, закалялись, становились более самостоятельными.
Постепенно накапливался опыт физического воспитания дошкольников. Большой вклад в это дело внесли воспитатели Е. Л. Аронова, К. В. Вербицкая, А. Н. Голосова, Н. Г. Кожевникова, А. И. Фомина, 3. Ф. Шумилина, Н. Н. Кильпис и многие другие.
Но как бы ни был велик и ценен этот опыт, он не был еще системой физического воспитания дошкольников. Нужно было его объединить, систематизировать, чтобы сделать достоянием всех дошкольных работников. Этим вопросом в 1933 году занялся Центральный научно-исследовательский институт физической культуры. Бригада врачей и педагогов-дошкольников — А. И. Быкова, М. М. Конторович, Е. Г. Леви-Гориневская, Н. А. Метлов, Л. И. Михайлова — тщательно изучила весь накопленный опыт, отобрала лучшее. Итогом большой работы было первое методическое пособие — «Физкультура в детском саду», А вслед за этой первой ласточкой появились и другие — «Игры и занятия по физкультуре с детьми дошкольного возраста», «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» и т. д.

Большим событием ознаменовался 1934 год. Вышли первая программа и внутренний распорядок детских садов. Физической культуре в них отводилось боль¬шое место.
Главное было сделано, но работа продолжалась. И педагоги-практики, и те, кто трудился над изучением и отбором лучшего опыта, и медицинские работники — все продолжали поиски.
По крупинкам копился опыт. Создавалась система физического воспитания дошкольников.
И сегодня наши дошкольные работники хорошо вооружены: в их распоряжении множество методических разработок, большой запас подробно описанных подвиж¬ных игр и физических упражнений, разнообразные игрушки-пособия — все, что нужно для планомерной систематической работы по физическому воспитанию, для решения трудной, почетной задачи — растить маленьких советских граждан крепкими, здоровыми, жизнерадостными.

Сотня тысяч румяных, подвижных, веселых воспитанников детских садов и яслей в городах и селах советской страны — самое лучшее, самое убедительное свидетельство того, что задача решается успешно!

Источник: Физкультура и спорт в СССР. М.1957г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *