Советская наука о физическом воспитании — одна из самых молодых областей научных знаний. Нельзя сказать, что путь ее был гладким и легким. Научное наследие в области физического воспитания, полученное от дореволюционной России, было очень небольшим, Многое: и методику исследования, и научные кадры, и оснащение для научной разработки вопросов физического воспитания — советским ученым приходилось, в сущности, создавать заново.
Было бы неправильным, разумеется, утверждать, что научная разработка вопросов физической культуры начата только в годы советской власти. Эти вопросы изучались и в трудных условиях царской России. Русские ученые П. Е. Покровский, П. Ф. Лесгафт, П. Н. Дементьев, В. В. Гориневский и другие внесли ценный вклад в научное обоснование физической культуры. Однако работа этих исследователей большого размаха не получила, ибо она лишена была какой бы то ли было поддержки со стороны правящих кругов.
Победа Октября открыла перед наукой о физическом воспитании невиданные возможности. В первые годы существования молодой Советской республики принимаются меры для развития научных исследований в области физической культуры. Уже в 1920 году в положении о Центральном институте физической культуры в Москве записано, что новый институт должен быть учебно-научным учреждением.
Год спустя в Москве создастся научный отдел Главной военной школы физичес¬кого образования трудящихся, явившийся вместе с московским и ленинградским институтами физической культуры первым очагом творческой мысли в области физического воспитания.
Деятельность этих учреждений оказала огромное влияние на развитие научных исследований. В 1925 году оказалось возможным провести первую всесоюзную конференцию научных работников по физической культуре.
«… Я не говорю, что мы более культурны, более умны, чем деятели спорта за границей, — заявил в своей речи на этой конференции тогдашний председатель ВСФК Н. А. Семашко, — но все дело заключается в том, что мы стоим на почве другого социального строя, что этот строй толкает нас решать широко и научно вопросы физической культуры».
Правда, в те годы среди проблем, привлекавших внимание ученых, преобладали вопросы врачебной оценки влияния физических упражнений на организм. Методы исследований были еще очень несовершенны, работы в области теории и методики физического воспитания ограничивались главным образом составлением программ для учащейся молодежи. Формы организации научной разработки вопросов физической культуры только еще нащупывались.
Тем не менее, деятельность ученых того времени имела большое значение для последующего развития науки по физическому воспитанию. Уже в 1925—1930 годах предпринимаются попытки направить научную работу в области физической культуры в государственном масштабе: при ВСФК создай Научно-технический комитет. По его инициативе впервые осуществляется унификация методики антропометрических исследований, издана специальная инструкция по этим вопросам.
Важным событием в научно-физкультурной жизни страны явилось создание первого научно-методического журнала «Теория и практика физической культуры», который выходит и в наши дни.
Быстрый рост масштабов физкультурного движения после решений ЦК партии 1925 и 1929 годов, возросшая роль физической культуры в деле укрепления здоровья и всестороннего воспитания народа предъявили ученым ряд новых, более высоких требований.
Кроме разработки гигиенических вопросов физической культуры, жизнь все более настойчиво выдвигала вопросы теории и методики физического воспитания подрастающего поколения, создания на основе комплекса ГТО, введенного в 1931 году, научно обоснованной системы физического воспитания с использованием гимнастики, игр, спорта.
В то время Народный комиссариат труда организует широкое изучение гимнастики на производстве. Возникает острая необходимость создания новых организационных форм научной работы по физической культуре. В 1933 году, на базе научного отдела ГЦИФК, создается Центральный научно-исследовательский институт физической культуры, а вслед за ним возникают подобные учреждения в Ленинграде, Харькове, Тбилиси.
Несколько ранее в Ленинградском институте физкультуры под руководством ученика И. П. Павлова А. Н. Крестовникова создастся кафедра физиологии. ЭТИМ было положено начало советской физиологии спорта.
Идеи П. Ф. Лесгафта в области приближения анатомии к запросам физического воспитания получают развитие в трудах А. А. Красусской, М. Ф. Иваницкого и других советских ученых. Появляется все больше работ по вопросам психологии спорта, врачебному контролю, научному обоснованию физического воспитания детей.
Создание кафедр по спортивным дисциплинам в физкультурных вузах способствовало разработке вопросов теории и методики спорта. Разрабатываются все более совершенные программы, пособия и учебники по видам спорта. Закладываются основы советской школы спорта. Впервые появляются ученые из среды мастеров спорта. Особенно интенсивно создаются научные основы спорта после исторического постановления Центрального Комитета ВКП(б) от 27 декабря 1948 года, в котором намечена широкая система мероприятий по дальнейшему подъему массовости физической культуры, мастерства советских спортсменов и четко определена роль науки в решении этих грандиозных задач.
Источник: Физическая культура и спорт в СССР.
Добавить комментарий